Русская православная церковь Московский патриархат Екатеринбургская епархия Екатеринбург


Православная община во имя святителя Саввы Сербского
и преподобного Симеона Мироточивого
 
   
     

          Расписание служб
          Богослужение
          Новости
          Старости
          История прихода

          Воскресная школа
          Оглашение
          Прихожане

          Савва Сербский
          Симеон мироточец

          Контакты
          Содействие

 
Новости -

Ранко Гойкович. Два пути сербского просветительства … 12 /25 января - память свт.Саввы Сербского

После почти двух веков упорного насаждения в сербском национальном сознании прогрессистской идеологии, люди воспринимают в качестве аксиомы то, что существует два магистральных направления сербского просветительства - просветительство святителя Саввы (1169-1237 гг.), и просветительство Досифея Обрадовича (1731-1811).

Само слово просветитель восходит к понятию святителя, прославленному от Господа насадителю разумного, доброго, вечного. И Святитель Савва - в отличие от Досифея - безусловно был именно таким. Он может рассматриваться сербским духовным праотцем, который своей величественной миссией наметил и проложил путь всему благочестивому и святому, что сербский народ сотворил в течение своей многострадальной истории. Плодами просвещения Святителя Саввы являются два золотых века Сербии Неманичей - период в истории, по праву именуемый веками Святой Сербии. Архитектура, творчески продолжившая византийскую традицию, воплотилась в тысячах дивных монастырей и церквей, украшенных великолепными фресками; множество бесподобных рукописных памятников; характерный церковный распев... - все это является воплощением состояния духа сербского народа указанного периода. Этот период характеризуется и крепкой державой, по отношению к которой неприятели относились с почтительным трепетом.

Держава Неманичей, несомая крыльями благодати Божией и молитв свт. Саввы, была образцом обновленной симфонии Церкви и государства. Этот предивный муж своим исключительным подвижничеством и молитвенностью наполнил благодатью все то, что сербский народ носил в своей наследственности. Святитель Савва глубоко ценил сербское народное бытие, народные обычаи, наполнил новым христианским содержанием те характерные особенности уклада, которые выделяли сербские племена из общего балканского окружения. В своей Кормчей - среди десятков тысяч слов - святитель избегал употреблять латинизмы, и этим самым мог бы преподать урок нашим грамотеям, пренебрегающим святой Кириллицей! Так он подавал пример бережного отношения к целокупной сербской традиции, наполненной высоким спасительным смыслом христианства и очищенной от паганизмов.

Святитлеь был поистине человеком - челом, обращенным в вечность. Был, несомненно, наиболее величественной личностью конца двенадцатого - начала тринадцатого веков на всем земном шаре.

Кроме вышесказанного, для святителя Саввы характерны еще две вещи. Во-первых, его рождение было испрошено молитвами его родителей, которые умолили Господа подарить им еще одно чадо. Родители будущего святителя дали обет провести остаток жизни в целомудрии. Господь внял их мольбам, а они исполнили завет. Не знаю: есть ли на планете еще один народ, чей духовный отец был бы испрошен молитвами родителей.

Святитель обрел огромную, милость от Господа, но, одновременно, поставил высокий стандарт своему народу. Всякий сербин, оставляющий Христа, предающий веру Православную, Святосавие, тот час же выпадал из сербского национального корпуса. В других народах может существовать конфессиональное - как у немцев - и даже религиозное - как у албанцев - разделение, но потомки серба, принимающего ислам или латинство, уже через пару поколений превращались в «боснийцев», «хорватов», а то и «косовских албанцев».

Другой характерной особенностью Святителя Саввы является его бегство от мирской жизни в монастырь. И это не просто бег от мира - это бег принца от дворцового блеска, наполненного всевозможными удовольствиями. Отбросил корону властелина, обрел корону Первого Сербского Архиепископа.

По словам сербского поэта: «Не хотел короны, // не желал и славы, // но Господь венец // возложил на глaву». Святитель Савва сбросил с головы своего брата папскую корону и короновал его православным венцом. Он, наряду с Александром Невским в России, видел пустоту и пагубность папизма, еще задолго до того, как руки папистов обагрились потоками крови погубленных ими православных. И этой прозорливости паписты ему никогда не простят. Тем и объясняется демоническая злоба папистов по отношению к Сербскому Православному народу.

А сейчас немного о другом сербском «просветителе».

Прежде всего, хочу оговориться о весьма важной вещи. Я глубоко убежден в том, что Досифей Обрадович был искренним патриотом, и хотел как лучше. Но, как говориться, «благими намерениями вымощена дорога известно куда...» Он был пострижен в монашество, но не принял простой вещи, совершенно очевидной всякому неграмотному сербскому крестьянину: «Православные не ищут Истину, а следуют за Истиной». Это, повторюсь, понятному всякому землепашцу, но, увы, отнюдь не очевидно ни Досифею Обрадовичу, ни Льву Николаевичу... Потому и воплощение в жизнь их учений принесли столь горькие плоды.

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с жизнью Досифея - абсолютная, полная противоположность его жизни и деятельности житию и деяниям Святителя Саввы. Плодами его просветительства стали озападнившиеся сербы, пропитанные идеалами безбожного либерализма и/или безбожного национализма.

В отличие от Свт.Саввы, сбежавшего в монастырь от мира, Досифей сбежал из монастыря, поправ монашеский завет, принесенный Господу. Из этого следует, что плодами такого жеста и безбожного просветительства будет нечто, прямо противоположное плодам просветительства свт. Саввы.

В отличие от свт.Саввы, бережно относившегося к разнообразным формам проявления народного благочестия, Досифей просто высмеивал традиционный уклад. Это, кстати, не могло ускользнуть от внимания великого сербского гения, Негоша. Своим рационализмом и скепсисом он - так же, как и Толстой в России - посеял семена богоборчества.

Сарказм Досифея распространялся не только на народный уклад, но и на тексты житий святых. По его словам, тексты житий наполнены такими небылицами, в которые не поверит и дитя малое.

Следующим страшным ударом по сербскому народному благочестию была реформа азбуки, которая в конечном итоге привела к упразднению богослужения на церковно-славянском языке, и которая нас, как народ, прилично отделила от единоверных и единокровных русских братьев.

Церковнославянский язык, свободный от нечистот и зломыслия, был понятен всем - от предгорий Альп до побережья Тихого Океана. Но вот, нашлись ученые люди, владевшие несколькими языками, которым он показался туманным и недостаточно понятным.

В целом же плодом Досифеевско-Вуковского просветительства стало превращение Сербии в банановую республику. Тип сербской интеллигенции, рожденный просветительством Досифея Обрадовича и Вука Караджича, прекрасно описан святителем Николаем (Велемировичем) - уезжали с корзиной, полной добродетелей, а возвращались с корзинами, полными заблуждений.

Сербская христианская история подобна ветхозаветной истории. Когда сербы приближались ко Спасителю и своему святителю Савве, Сербия расцветала и развивалась духовно и материально. Когда сербы удалялись от Христа и святителя Саввы и начинали заражаться чужебесием, то держава пропадала как духовно и материально.

И в заключение - одна историческая иллюстрация, много говорящая без лишних слов. На месте нынешнего памятника «Благодарности Франции» на Калемегдане некогда был памятник вождю Караджорджу. Этот памятник в 1916 году разрушили австрийские оккупанты. И разве не было бы совершенно естественно, если бы внук Караджорджа восстановил бы памятник великому деду?

Но, нет.

Внук - несмотря на свой безусловный патриотизм - на том самом месте, где был памятник Караджорджу, воздвигает памятник «Благодарности Франции»!!! Выглядит непонятно, но многое становится на свои места, если вспомнить о том, что Досифей был учителем сына Караджорджа, и его внуки воспитаны больше в духе Досифеевой европейщины, нежели в Святосавском духе.

Если смотреть на все именно под этим углом, становится ясно - почему нынешний претендент на сербский престол никак не может выучить трех слов сербского языка, хотя более десятилетия живет в Сербии. Ясно, откуда эта карикатура истории, возвращение престолонаследника не по призыву истинных монархистов, а по приглашению глашатаев либерально-демократической «соросовской Сербии».

Именно Досифеевско-Вуково просветительство породило все то, чего стыдится благочестивая Сербия: начиная от гуманистов из закрытых лож и оканчивая пропагандистов «безальтернативной интеграции» и диктатуры греха.

Святосавское просвещение рождало, и даст Бог, сможет рождать в будущем тех, для кого Святая Сербия будет не только в учебниках истории, но и в сердцах.

Святителю Савва, моли Бога о нас!

Ранко Гойкович специально для "Русской народной линии"

Перевод Павла Тихомирова

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

 

"Господи, даруй мне
Духа Твоего Святого,
чтобы искала Тебя
душа моя ..."



"без любви
всё - ничто"



"Прихожане общины свт. Саввы Сербского просят митрополита Екатеринбургского Кирилла сохранить их храм..."


"Обращение
к митрополиту"