Новости
-
В школе №134 г.Екатеринбурга, в декабре, был проведен педсовет, на котором были высказаны и тревоги об удручающем влиянии современных сред и навязываемых ими лжеценностей на сознание школьников, и предложения по преодолению этого влияния, хотя бы, на уровне школы. В работе педсовета участвовали педагоги, родители и священники.
Педсовет начался с доклада Коноваловой Елены Николаевны, учителя истории и обществознания....
Уважаемые родители, уважаемые коллеги!
Образование, если вернуть слову его изначальный смысл, - это работа по приданию кому-либо образа. До революции под этим образом понимался образ Божий, поскольку человек, согласно Священному писанию был создан по образу и подобию Божию. Педагоги, следовательно, воспринимались как ближайшие помощники и соработники Всевышнего.
Они, как и родители, призваны были проявлять, утверждать и закреплять образ Божий в растущем человеке, в ребенке.
В советское время педагоги и родители при активном участии государства и под руководством правящей партии воспитывали образ строителя коммунизма, как считалось, - самого справедливого общественного устройства на земле. Можно принимать эти великие цели, можно не принимать, суть не в этом. Нельзя не согласиться с тем, что прошлые поколения учителей и родителей России, в целом достойно справлялись с задачами обучения и воспитания подрастающих поколений. При императоре Николае II Россия входила в число 5 наиболее быстро развивающихся государств мира. Не так плохо шли дела и в советское время, это начинаешь понимать, когда узнаешь, что в экономике мы до сих пор не достигли уровня 1991 года. А если верить СМИ, то наша страна выпускает в год 15 самолетов, тогда как в СССР в год выпускали 1500. Конечно, нам тут же напомнят о том, какую цену заплатил наш народ за эти успехи во время репрессий сталинского режима, и это действительно ужасно. Если бы не одно обстоятельство, о котором все громче и громче говорят специалисты и просто неравнодушные к судьбе своего Отечества люди. Вот мнение одного из них.
Академик Гундаров И. А. утверждает, что ключевым сегодня является вопрос демографии, «поскольку сейчас идет процесс исчезновения народа, к которому я имею честь принадлежать. Может так случиться, что наш народ приблизится к той критической черте, когда он будет не способен воспроизводиться, и будет существовать как в хосписе лет 50-80, но это будет именно существование, похожее с жизнью в хосписе, и русский народ никогда не станет более субъектом геополитического действия. Такая опасность весьма велика, не нужно думать, что это пустые фантазии.
С начала 1990-х смертность у нас резко взмывает вверх, полуторакратно. Это по демографическим законам невозможно!- поясняет Гундаров. – При одновременном падении рождаемости. Это назвали «русским крестом», но он, к счастью, не русский. Вернее не только русский, но и литовский, латышский, эстонский, болгарский, румынский, венгерский…Нам специально сместили сознание в сторону выражения «русский крест». Мол, это дефект вашего национального характера. Дескать, это вы только одни такие ущербные. Но на самом деле, речь идет об общецивилизационном процессе.
А теперь посмотрим на рождаемость. Итак, дабы нация не вымирала, коэффициент рождаемости должен быть -2,2 ребенка на женщину. Если ниже – это уже старение и вымирание народа. Примерно такой коэффициент был в советской РФ (РСФСР) в середине 1980-х. А дальше пошло страшное, невероятное по скорости падение рождаемости. В демографии есть банальный закон: сколько в году родилось детишек – примерно столько же у нас будет молодежи 20 лет спустя. Столько 20-летних студентов, солдат, рабочих…- поясняет Игорь Гундаров. – Столько молодежи 20- лет, сколько было в РФ еще в 2008-2009-годах, не будет ох как долго! Страна стремительно стареет. От этих подъемов смертности и спадов рождаемости наш народ потерял с 1989 по 2011 гг. более 30 млн. человек.
Академик Гундаров первым научно обоснованно показал, что главная причина ускоренного вымирания не только русского, но и многих других народов на постсоветском пространстве лежит в духовной сфере, т. е. в духовно- нравственном кризисе, порожденном « либеральными реформами», деиндустриализацией и сломом налаженной жизни. Гундаров говорит прямо: мор среди людей и падение жизнестойкости вызваны, прежде всего тяжкой, безнадежно – беспросветной атмосферой на постсоветских пепелищах. Люди не видят смысла жить и рожать детей, не видят жизненных перспектив, они полны смертельной тоски и злобы. Здесь тот самый случай, когда духовное прямо воздействует на телесное (соматическое). «Реформы» превратились в гигантский генератор тоски и депрессии народа. По сути, мы имеем дело с новым видом репрессий: психорепрессиями,- говорит Гундаров и приводит примеры: «Не хотел народ ЕГЭ, а власть заставила. Не хочет народ новые стандарты образования, а власть заставляет их принять. Не хочет народ менять систему здравоохранения, но ее продавливают. И так везде и всегда. Есть смысл, таким образом, говорить о репрессиях либеральных. Техника только разная: выстрел в затылок заменяется на инфаркт… Ибо репрессии – это насильственное продавливание того, что хочет власть, а не народ…. Агрессивно – депрессивный синдром,- утверждает академик Гундаров,- сегодня грозит окончательно похоронить и экономику, и страну».
Общая обстановка в российском обществе не может не сказываться отрицательно и на подрастающем поколении. Многие специалисты говорят о высокой степени невротизации среди детей. Так Ирина Медведева, известный детский психолог - педагог, в одном из последних интервью на ТВ отметила, что по разным оценкам от 60 до 80%наших детей, а по ее наблюдениям не менее 50% находятся, как принято говорить в психиатрии, в «пограничном состоянии». У таких детей не очень понятно, где кончается дурной характер или дурное воспитание и начинается душевная болезнь, к таким детям («пограничникам») относят и гиперактивных детей. Постоянно растет число детей, страдающих навязчивыми страхами. Мы, учителя, все больше и больше ощущаем наличие этой проблемы, ведь как работать с такими детьми нас нигде не учили, поскольку в советское время эти показатели в десятки раз были ниже. Не знают, что с этим делать и многие родители.
Одну из причин невротизации детей психологи видят в семье. Как бы много не говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов (влияние семьи на развитие ребенка составляет 40%,СМИ-30%,школы -20%,улицы-10%).
Однако и у тех родителей, кто неплохо вписался в «новую жизнь», картина, по словам специалистов, вырисовывается, прямо скажем, неутешительная. Сегодня дети богатых невротизированы ничуть не меньше обычных детей, а может быть, даже больше. Причины душевного неблагополучия наших детей кроются, по наблюдениям практикующих психологов, в попытке уничтожить традиционный национальный образ жизни, заменив его чуждым, иным. Вкратце это объясняется так. В психике человека есть разные пласты, в том числе и пласт, который сейчас принято называть в психологии «коллективным бессознательным», иначе говоря, это память предков, которая живет в каждом человеке с рождения. Во многом, именно благодаря наличию такого коллективного бессознательного в каждой стране возникает свой неповторимый «культурный воздух», существующий независимо от наших вкусов или политических пристрастий. И изменить его гораздо сложнее, чем кажется. Так вот, обращаясь к воспитанию детей, нужно отметить следующее, если родители берут на вооружение новые, нетрадиционные воспитательные установки, маленький ребенок оказывается в тисках. Отец с матерью для него самые авторитетные люди на свете, малыш подражает им, считает их слово истиной в последней инстанции. Но с другой стороны, в нем живет и память предков. А она, в случае отхода родителей от традиций, будет подсказывать ребенку, что родители неправы. И все культурное наследие, с которым он начнет знакомиться, слушая сказки, стихи, музыку, тоже будет противоречить родительским установкам. Мало того, еще и окружающие начнут его отвергать. И что его ждет? Подобная ситуация может вызвать серьезные душевные расстройства. Скажем, у нас в отношении детей, с чужими взрослыми принято соблюдать некоторые барьеры. Мы рано приучаем детей называть чужих дядь и теть на «вы», учим уважительному отношению к старшим, не одобряем, когда маленький ребенок перебивает взрослых и уж тем более начинает с ними спорить на равных, пререкаться. Поэтому, если 6-7 летний ребенок совсем, как говорят нынче, «без комплексов», если у него нет барьера в общении со взрослыми, то у психолога или психиатра есть повод насторожиться, поскольку такое поведение неадекватно.
Образ жизни – не одежда, которую можно быстро поменять, это сама суть жизни, ее содержание и форма, все вместе и все неразделимо. Поэтому, культурный уклад с трудом поддается даже косметическим изменениям. А когда посягают на главное, на основы, происходит битва культур, которая может закончиться гибелью целого народа.
Рассмотрим насколько это актуально на вопросе сексуального просвещения детей. Нравится или кому не нравится, русская культура принадлежит к числу репрессивных, не в политическом, а в культурологическом смысле, т. е. в том смысле, что в нашей культуре подавляются и вытесняются все низменные проявления. Самое важное для культуры не реальность, а идеалы – к чему людей призывают, на что ориентируют. Так русская культура устремлена вверх, в ней ярко проявляется нравственная вертикаль. Это не значит, что в России все ходили по струнке и были святыми. Но грех здесь всегда считался грехом, а не «вариантом нормы». Русская культура, будучи по природе своей христианской, всегда отличалась целомудрием, стыдливостью. Сегодня стыд в программах по половому воспитанию объявляется «отрицательным эмоциональным состоянием». По сути, единственным грехом оказывается непредохранение от «нежелательной беременности» и неосведомленность в вопросах секса. Психологи предупреждают: растабурирование, рассекречивание запретных тем ведет к психическим расстройствам. А для детей, которые по самой своей природе ближе к первоначалу, к истокам культуры, нарушение культурных запретов (табу) опасно вдвойне. Детская психика гораздо неустойчивее и уязвимее взрослой.
Доктор медицинских наук С. В.Устинова, специально изучавшая влияние сексуального просвещения на детское здоровье, пишет: «У многих подростков после ликбеза на сексуальные темы возникают серьезные сердечно – сосудистые заболевания». Есть и другая, не менее серьезная опасность: рано «разгулявшийся гормон» ударяет в голову, а это затормаживает интеллектуальное развитие, что подтверждается многочисленными исследованиями российских и западных ученых. Кроме того у детей наблюдается рост негативизма по отношению к родителям и, соответственно, резко повышается риск очутиться в дурной компании, начать раннюю половую жизнь, заразиться венерическими заболеваниями и СПИДом.
Как пишет психолог Т.Л.Шишова, нормальное половое воспитание - это не лекции о «мужской и женской сексуальности» и о предназначении противозачаточных средств, таким образом вы лишь дадите ребенку индульгенцию, как бы разрешите ему этим заниматься (со всеми вытекающими страшными последствиями). Родительский долг прямо противоположен. Мы должны всеми силами оберегать детскую жизнь. А для этого охранять детскую чистоту и невинность, удерживать дочек и сыновей от разврата, потому что разврат - прямой путь к болезням и смерти. Неправда, что сейчас уберечь подростков невозможно и надо лишь научить их «правильно предохраняться». Это все равно как учить детей «правильно воровать» или «правильно употреблять наркотики». Те, кто так думает, просто пытается снять с себя ответственность.
Подростки и молодежь стали гораздо грубее. Чтобы это заметить, не нужно проводить научное исследование. Достаточно просто выйти на улицу и прислушаться к тому, о чем и, главное, как разговаривают между собой парни и девушки. Лет 25 назад даже самая отъявленная дворовая шпана обычно не ругалась при женщинах, а во времена детства моих родителей в 30-е годы 20 века, за бранные слова, сказанные ребенком при старших, его наказывали настолько сурово, что больше не возникало ни малейшего желания попробовать еще раз. Ведь так действительно было, хотя и не верится. И опять вернемся к нашей национальной традиции: брань ассоциировалась у наших предков с адом! Ни больше, ни меньше. И в этом нет ничего удивительного, ведь одно из наименований Бога у христиан - это Слово. Стало быть, плохие слова, ругательства, оскорбляют не только того, кому они предназначены, но и самого Бога, а это считалось страшным кощунством. После революции религиозные нормы жизни сильно пошатнулись, но многое еще было цело. Постепенно понимание смысла традиции стало утрачиваться, дошло до того, что в наше время многие СМИ стали преподносить употребление мата и бранных слов, как особенности русского национального характера. Как видите, это очередная и очевидная ложь. А может, в этом нет ничего страшного? Меняются времена, меняются нравы, может пусть дети ругаются? В конце концов, мало ли какое поведение считалось раньше неприличным, а теперь так ведут себя даже академики и крупные политические деятели. Да и люди у нас далеко не все верующие. Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся опять к психологии. Согласитесь, трудно представить, что человек в здравом уме и твердой памяти, будет на радостях грубить и ругаться. Это делают, выплескивая раздражение, нарываясь на скандал. То есть, основное чувство, владеющее грубым человеком, - это агрессия, злоба. Чувство, очень разрушительное для психики. Если оно становится преобладающим, может развиться психическая болезнь.
Кроме того, когда в человеке бурлят злоба и раздражение, ему ужасно неуютно. Он в буквальном смысле слова не находит себе места: вскакивает, мечется из угла в угол, может что–нибудь швырнуть. Потом, когда острота момента спадет, он испытывает усталость, апатию, угрызения совести, отгораживаясь от которых старается найти оправдания своей несдержанности и распаляется вновь. Детям же приходится еще тяжелее, поскольку как мы уже говорили, психика у них от природы менее устойчивая и защитные механизмы пока слабы. Психологи рекомендуют родителям начинать бороться с детской грубостью на уровне тона, не дожидаясь, пока ребенок начнет обзываться. Как бы ребенок ни был обижен, расстроен или взволнован, в его речи нельзя допускать хамских интонаций. Вы же приучаете его с ранних лет следить за гигиеной, тратите на это массу сил и нервов. А психическая гигиена важна ничуть не меньше, «если не больше»!
К сожалению, в наши дни образ хама снова сделался актуальным. Только теперь хам называется «крутым» и чувствует себя хозяином. Давайте посмотрим, какие ассоциации вызывает слово «крутой». Раскроем словарь В. Даля. С одной стороны, «крутить» - «начальствовать в доме или деле», а с другой – «крутой», «крученый», означает «горячий, вспыльчивый, взбалмошный, ветреный, разгульный, жестокий, упорный, неуступчивый».
Как вам такой характер? Хочется иметь такого ребенка? Если нет, то советуют психологи, тщательно следите за речью. И детской, и своей. Это не пустяки, это очень серьезно!
Язык – это не только слова, не только грамматические конструкции, но и весь строй мыслей. Овладевая новым языком, человек в какой-то мере усваивает и новое мышление, и новую психологию. Следует не только не употреблять бранные слова, но и жаргонные, заимствованные из языка тех самых «крутых» («тусовка», «наехать», «баксы», «блин», «менты»), ибо употребляя их, мы, сами того не подозревая, встаем на сторону уголовников.
При этом лучше избегать иностранных слов, которые не несут нравственной нагрузки, затуманивают, а то и романтизируют смыл понятий. Вместо «криминальный» лучше говорить «преступный», вместо «киллер» - «убийца, душегуб».
Огромное значение имеет то, что читают и что смотрят наши дети. Особенно страшно, если сами родители приносят в дом журналы, напичканные непристойными фотографиями и статьями. Часто взрослые в оправдание говорят: «Да наш ребенок не читает эти газеты и журналы! Его и по школьной – то программе ничего не заставишь прочесть». Но даже если и так, одних похабных заголовков и фотографий вполне достаточно. После соприкосновения с подобной грязью, и взрослому-то с непривычки хочется помыть руки. А тут ребенок, гораздо более уязвимый, с неокрепшей психикой! Ничего удивительного, что в таких семьях, дети становятся черствыми, циничными, выходят из под родительского контроля.
Можно было бы поговорить еще и о компьютерах, мобильных телефонах, о школьной форме и других наших проблемах. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что очень часто, когда предупреждаешь родителей о чем - то безусловно вредном для их ребенка, в ответ слышишь : «Так ему же нравится!». Мало ли что еще понравится детям: взрывчатка, наркотики! Некоторым детям нравится обижать слабых, некоторым мучить животных. Не надо кривить душой,- говорят психологи,- тут дело в системе ценностей взрослых. Почему-то родители не рассуждают о бессмысленности запрета, когда маленький ребенок рвется встать на подоконник открытого окна или тянется к коробке с лекарствами. Не рассуждают, ибо такие интересы ребенка осознаются ими как несомненная угроза, несомненное зло. И не стоит себя оправдывать тем, что одно дело 3-х летки, а другое - подростки. Дети этого возраста еще полностью зависят от родителей, хотя, конечно, справиться с ними бывает сложнее, чем с малышами, особенно, если долго потакать их своеволию. Но, не желая «связываться» и трепать себе нервы, мы обрекаем себя в дальнейшем на гораздо более затяжные и трудные бои. Так уж устроена жизнь: пытаясь избежать скорбей, человек терпеть скорби еще большие. В качестве примера хочу добавить, еще совсем недавно подавляющее большинство родителей были уверены, что никакая сила не сможет оторвать их детей от телевизора. В последнее время, особенно в православных семьях, произошли серьезные подвижки, и от родителей часто можно услышать: « Мы не разрешаем детям смотреть телевизор и сами не смотрим. Фильмы и мультики на кассете, диске, включаем, но только наши, советские, нормальные».
И в заключении еще одна проблема – отсутствие ответственности у все большего количества подростков. Посмотрим, что об этом говорят специалисты. В современных детях все чаще наблюдается какое-то странное несоответствие внешней взрослости и внутреннего инфантилизма. Смотришь порой на подростка: кажется, ты уже ничему его не сможешь научить, такой он бывалый, многоопытный, знающий, «почем в городе овес». А чуть копнешь – и такая незрелость обнаружится, что в пору ставить диагноз «задержка психического развития». Причем выражается это не только в отсутствии высоких потребностей. Да, такой подросток равнодушен к поэзии, живописи или к классической музыке и не испытывает романтических чувств к противоположному полу. Но, в конце концов, и раньше было много людей приземленного склада, ничем, кроме хлеба насущного не интересовавшихся. Нет, у современных инфантилов и приземленность какая-то особая. Например, лавочник хоть и не поэт, но в отличие от инфантила совсем не лодырь. Его практичность была, как правило, тесно связана с чувством ответственности за свою семью. У современных инфантилов практичность какая-то неполноценная, ущербная. И это тоже все ярче проявляется по мере взросления. Как об этом точно выразился известный российский психолог Александр Асмолов: «Современный ребенок знает и умеет, но его беда в том, что он не хочет», т.е.прекрасно понимая что почем он вовсе не настроен напрягаться для достижения благ. С другой стороны, он не желает себе в чем-либо отказывать. При этом сами инфантильные подростки никому ничего не должны. Традиционно ответственным в нашем обществе считали того, кто брал на себя все самое тяжкое, чтобы облегчить ношу другого. Значит, в основе ответственности лежит жертвенная любовь. Да, именно любовь – вот, что порождает ответственность, вот что велит взять чей- то груз, помочь. По мере взросления человек научается этой сострадательной любви. Так взрослеет душа. Ответственность - один из главных признаков полноценного развития души и одна из важнейших характеристик взрослого человека. Легко выстраивается другая цепочка: рост инфантилизма – увеличение безответственности – оскудение любви. В последнее время критерии оценки ответственности сильно сместились. Эпитет «ответственный» присваивается сегодня человеку, который худо- бедно способен отвечать за себя. А инфантил даже за себя ответить не может, поскольку находится во власти сиюминутных, по преимуществу, низменных желаний. Психологи утверждают, что подобное эгоцентрическое поведение атомизирует человека, отделяет его от других. Не отзываясь на просьбы родных и друзей, отказываясь от бремени семьи, ответственности за детей, судьбу своего народа и Отечества, современный человек не смотрит даже на два шага вперед и обрекает себя на полную беззащитность в критической ситуации.
Так чей образ призвана воспитывать современная система образования? Ответы на этот вопрос звучат разные – от потребителя (кстати сказать по-старославянски звучит как «уничтожитель») до нового глобального человека, который сможет адаптироваться к жизни в новых условиях. Но какую цену придется заплатить и будет ли она стоить того, если с лица Земли исчезнет уникальная в своем этническом и культурном многообразии российская цивилизация? В связи с этим хотелось бы привести высказывание одного русского эмигранта, увезенного во Францию в младенчестве. «Всю жизнь я говорил по-французски, дружил с французами, женился на француженке. И всю свою жизнь я со своей мечтательностью, стремлением к каким-то высшим целям, казался сумасшедшим. Даже и себя, грешным делом, считал таковым. А сейчас приехал сюда, пообщался с людьми и все понял: я не сумасшедши, я просто русский».
Очень бы хотелось вот эту русскость и развить в наших детях, для того чтобы у России было продолжение. А для этого мы должны духовно – нравственно воспитать, а значит напитать чистотой нашей культуры и веры, умением отличать добро от зла, твердо стоять на ногах и держать любой удар наших детей. Это кажется невозможным только на первый взгляд, но «дорогу осилит идущий». Работа уже идет во всех уголках России, пусть пока и незаметно. Главное, чтобы каждый делал то, что может, потому что начинать надо с себя. И всегда при этом помнить завет наших предков, что наша сила в любви, единстве, доверии и прощении.
Далее, учитель химии, Лущай Оксана Ивановна говорила о Духовно - нравственном состоянии (презентация .ppt 518Кб)
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
|